Afanasjev 36. The Bun

Колобок[144]

No 36[145]

   Жил-был старик со старухою. Просит старик: "Испеки, старуха, колобок". -- "Из чего печь-то? Муки нету". -- "Э-эх, старуха! По коробу[146] поскреби, по сусеку[147] помети; авось муки и наберется".
   Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.
   Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился -- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
   Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: "Колобок, колобок! Я тебя съем". -- "Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою", -- сказал колобок и запел:
 
   Я по коробу скребен,
   По сусеку метен,
   На сметане мешон,
   Да в масле пряжон[148].
   На окошке стужон;
   Я у дедушки ушел,
   Я у бабушки ушел,
   У тебя, зайца, не хитро уйти!
 
   И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..
   Катится колобок, а навстречу ему волк: "Колобок, колобок! Я тебя съем!" -- "Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!"
 
   Я по коробу скребен,
   По сусеку метен,
   На сметане мешон,
   Да в масле пряжон,
   На окошке стужон;
   Я у дедушки ушел,
   Я у бабушки ушел,
   Я у зайца ушел,
   У тебя, волка, не хитро уйти!
   И покатился себе дальше; только волк его и видел!..
 
   Катится колобок, а навстречу ему медведь: "Колобок, колобок! Я тебя съем". -- "Где тебе, косолапому, съесть меня!"
 
   Я по коробу скребен,
   По сусеку метен,
   На сметане мешон,
   Да в масле пряжон,
   На окошке стужон;
   Я у дедушки ушел,
   Я у бабушки ушел,
   Я у зайца ушел,
   Я у волка ушел,
   У тебя, медведь, не хитро уйти!
 
   И опять укатился; только медведь его и видел!..
   Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: "Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький". А колобок запел:
 
   Я по коробу скребен,
   По сусеку метен,
   На сметане мешон,
   Да в масле пряжон,
   На окошке стужон;
   Я у дедушки ушел,
   Я у бабушки ушел,
   Я у зайца ушел,
   Я у волка ушел,
   У медведя ушел,
   У тебя, лиса, и подавно уйду!
 
   "Какая славная песенка! -- сказала лиса. -- Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче". Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. "Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок", -- сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса -- ам его! и скушала.

No comments: